. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Она небылица в лицах! И роман вздор, и для вздора написан, так, праздным людям читать: И что там, если они вас заговорят Шекспиром каким-нибудь, что, дескать, видишь ли, в литературе Шекспир есть, — так и Шекспир вздор, все это сущий вздор, и всё для одного пасквиля сделано! Выготский, — При чтении обоих ощущается трагическая бездна — не в сознании, а в художественном ощущении. У обоих мы встретим полное и совершеннейшее изображение человеческих страстей, возобладавших над человеческой волей. Таков и Гамлет, и Макбет, и Лир.

Ф. М. Достоевский

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству.

По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы"мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там — на Западе, для которых это было свое родное" [].

Одной из главных тем в творчестве Ф.М. Достоевского является тема .. ное, стыд, то есть позор, только очень подлый и смеш- ной, так что запомнят люди на . я избавлю смерть от страха и низвергну Бога. Такое на- мерение .

Теперь обратимся к первой части. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования.

Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: Безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы… Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию. У многих его персонажей - ярко выраженный апатический или, наоборот, выражающийся в крайней раздражительности астенический синдром; они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму, мазохизму и нравственному эксгибиционизму, закатывают истерики, совершают девиантные - антисоциальные - поступки.

Увлечение утопическим социализмом привело Достоевского сначала в кружок Петрашевского, где собрались социалисты с умеренными взглядами, а затем - в общество заговорщиков-радикалов под руководством Дурова.

Популярные книги в Учебное пособие, написанное академиком Я. Развлекательная и познавательная книга Г. В году исполняется лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти Ф. За прошедшие десятилетия произведения писателя не только не забыты, но многие из них начали жить новой жизнью, наполнились тем содержанием, которое дается временем только истинно великим творениям искусства.

Научная литература, посвященная изучению творчества Достоевского, . персонажи испытывают страх, ненависть, любовь, сострадание, стыд и.

Мало того, что из-за его статьи, оказывается, закрыли журнал брата Достоевского, и на Федоре Михайловиче повисли огромные долги около 25 тысяч , которые он выплачивал почти до самой смерти. Так еще и из-за него Достоевский не встретился с Толстым! Со мной на лекцию приехал граф Лев Николаевич Толстой. Он просил его ни с кем не знакомить, вот почему я ото всех и сторонился.

С вами был Толстой! Разумеется, я не стал бы навязываться на знакомство, если человек этого не хочет. Но зачем вы мне не шепнули, кто с вами?

Творчество Достоевского

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму.

логика парадоксов в творчестве Достоевского, который ведь строил свой роман-трагедию, роман-миф отсутствие страха и стыда). С другой же точки.

Все иностранцы любят Достоевского. Складывается впечатление, что Федор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше. Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят: Я в восторге от Достоевского. Но если говорить о серьезной читающей публике, думаю, Достоевский интересен не только русскостью. Индивидуализм и одиночество, оторванность от общества, от себя, от Бога.

Федор Михайлович очень четко это выразил. В образе отставного коллежского асессора, закрывшегося от мира в дрянной комнатушке, многие узнавали себя.

Глава . Личность в художественном творчестве Достоевского

Пользователю можно задать вопрос Автор вопроса отсылает к известному документу — письму Н. страхова Льву Толстому о Достоевском. В этом письме страхов, описывая свои отрицательные эмоции от общения с Достоевским, в частности, пересказывает свидетельство третьего лица: Висковатов — филолог, издатель и биограф Лермонтова. Близкими друзьями с Достоевским они не были. Но известно, что в том же грехе Достоевский признавался Тургеневу, с которым одно время был в гораздо более близких отношениях; когда Тургенев возмутился, Достоевский произнес:

Турецкий писатель Орхан Памук, получивший Нобелевскую премию по литературе в году, прочитал лекцию о Достовском в.

Художественная логика стыда в прозе Ф. Достоевского Ваганова, Ольга Константиновна Диссертация - руб. К настоящему времени отечественным и зарубежным литературоведением накоплено огромное количество работ, где творчество Достоевского рассматривается с самых разных точек зрения: Однако и до наших дней попытки комплексного изучения отдельных ключевых категорий творчества писателя в том числе и страстей-аффектов, модальных универсалий , предпринимаются сравнительно редко. Этот вывод в полной мере применим и такой важнейшей универсалии для писателя, как стыд.

В единственной монографии, посвященной анализу стыда в творчестве Достоевского, автор Д. Актуальность диссертационного исследования определяется несколькими моментами. Научная новизна диссертации определяется прежде всего недостаточной изученностью категории стыда в русской литературе в общем и в творчестве Достоевского в частности.

Объект нашего исследования — художественная проза Достоевского, предмет — реализация в ней стыда на различных уровнях — лексическом, нарративном, мотивном, характерологическом, онтологическом. Основная цель диссертации — обнаружить логику стыда в прозе Достоевского в связи с авторским поведением писателя. Достигнуть поставленной цели можно при условии решения исследовательских задач: Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых основную роль сыграли прежде всего общие и частные разыскания в области художественного творчества Достоевского — как классические литературоведческие работы М.

Отдельный пласт составили труды религиозных философов, рассматривавших особенности христианского мировоззрения Достоевского В.

Записки из подполья». Место повести в творчестве Достоевского

Достоевский, сознание, страдание, существование, мышление, телесность, сострадание, живая жизнь. Тема страдания в творчестве Ф. Достоевского, ес — ли избежать морализаторского и религиозного или, наоборот, аморального и антирелигиозного пафоса, может быть представ — лена в неожиданном свете. Неспособ- ный к полному одиночеству, но тяготеющий к замкнутости, не выносящий общения и диалога, но не могущий обойтись без об — щества других, он доводит собственное сознание до бесконечной усталости или страдания.

Страдание для него и есть сознание, а сознание — страдание. Чувства, которыми полон мир, и действия, продиктованные ими, подпольный герой обнаруживает в себе, опознавая собствен — ную активность сознания как абсолютную автономию от внешне — го мира.

П86 Психоанализ жизни и творчества Достоевского: Хрестоматия / Сост. . скорее с матерью, которая испытывает стыд. Здесь же Фрейд вы- сказал соображения о фобии, как страхе ребенка быть избитым, детских желаниях .

Мифологически стыд восходит еще к Саду Эдемскому, где он дебютировал одновременно с виной, его более изученной напарницей1. Творчество Достоевского не только изобилует одновременно стыдом и виной, оно исследует их взаимодействие. Я предполагаю рассмотреть это сложное взаимодействие и доказать, что стыд затмевает вину в творчестве Достоевского. Если принять во внимание роль гордости в творчестве Достоевского, такое превосходство стыда не вызовет удивления, поскольку гордость - это оборотная сторона стыда, а иногда и защита против него.

В широком смысле стыд имеет отношение к человеческой индивидуальности, к тому, что мы есть, в противоположность вине, более тесно связанной с человеческим действием, с тем, что мы делаем. Стыд возникает из ощущения, что ты представляешь собой некое исключение, объект для насмешки, или из отрицательной самооценки2. В отличие от стыда, вина возникает из нарушения личных, нравственных, общественных или законодательных норм.

Стыд и вина не обязательно связаны.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

О жизни Достоевского мы больше не знаем, чем знаем. И причиной тому — сам Фёдор Михайлович. Достоевский был сложным, противоречивым человеком, в чём-то даже порочным.

Когда-то он подарил землю крестьянам, но почему-то ему было стыдно тогда. Страх, жуткий, унизительный страх — вот его первое чувство, когда 28 «легковесной» проблемы самообмана (все творчество Толстого — такая.

Так фамилия Достоевских по названию села стала постепенно закрепляться за потомками Ртищева. Среди Достоевских были воины и священники. В конце в. Следы возрождения мы находим на Винничине в с. Войтовцы, где дед Достоевского, Андрей Григорьевич, служил протоиереем при местной церкви. Семейное предание Достоевских гласит, что православный протоиерей был к тому же и поэтом. Здесь родился и отец писателя, Михаил Андреевич.

В году во время Отечественной войны с 4-го курса его мобилизовали в госпиталь. Только после войны он завершил образование и стал дипломированным врачом. Со студенчества Михаил Андреевич имел привычку к труду, любовь к ближнему, стремление защитить обиженных, был готов к служению людям. Михаил женился на Марии Федоровне Нечаевой, дочери богатого московского купца; а в г.

Вот именно здесь 30 октября г. Классическое больничное здание, похожее на дворец, с ионической колоннадой, построенное в начале в. Корпуса больницы заполняли нищие, арестанты и бедняки.

Как вы думаете, был ли Достоевский педофилом? (письмо Н. страхова Л. Толстому)

Тоска по иллюзорному идеалу - Все иностранцы любят Достоевского. Складывается впечатление, что Федор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше.

При этом творчество самого Достоевского отличалось особенным .. сопоставлять свою судьбу с судьбой Давида Копперфильда и стыдиться подобного сравнения. Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен.

Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Он считает, что умный человек х гг. Деятельность — удел глупых, ограниченных людей. Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и — хаоса, разрушения, страдания.

Одна из таких попыток подробно описана автором записок. Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском.

Даниил Хломов о чувствах вины и стыда